Ездуны и ездуньи

                                              «Крепче за шофёрку держись — баран»  —   Русское радио

 

Ситуация на дорогах Украины последние годы весьма печальна — сотни погибших, тысячи раненых,  десятки аварий с участием чиновников и депутатов, и лиц к ним приближённым. А всё из-за тривиального наплевательского отношения к простым правилам дорожного движения. По данным ГАИ основные происшествия происходят из-за нарушения скоростного режима, не соблюдения правил обгона, нарушения правил парковки и езда в нетрезвом состоянии. Хочу поделиться некоторыми мыслями по этому поводу.

1. Скоростной режим.

Небольшая статистика из личных наблюдений. Если вы едите по населённому пункту с ограничением в 60 км в час и вас обгоняют — то это скорее всего (по мере уменьшения вероятности):

1. «Руссо туристо»

2. «Белоруссо туристо»

3. Молдавские «шумахеры»

4. «Джигиты» из столицы или столичной области

5. Маршрутки

6. Владельцы дорогих иномарок и «пантовых» номеров

7. Грузовики дальних перевозок.

8. Депутаты всех мастей, чиновники и иже с ними.

Впрочем вообще автомобилей едущих по населённым пунктам 60 км в час практически нет. Большинство водителей уверено, что предельная скорость в населённом пункте 80 км в час (так называемые 60 + 20) — хочу вас сразу разуверить — в правилах чётко указанно, что в населённом пункте обозначенном на белом фоне движение разрешено с максимальной скоростью до 60 км в час, не 65, не 70 и не 80 — а 60 км в час! Просто до 20 км в час превышения не накладывается штраф (в текущей редакции Правил дорожного движения), но при этом выносится предупреждение и это предупреждение может продолжаться до 3-х часов на законных основаниях — а то что оно не применяется пока — так это не повод нарушать скоростной режим. И вообще скорость 60 км в час выбрана далеко не случайно. Вероятность выжить пешеходу при наезде на него на скорости 60 км в час — 70%, вероятность умереть при наезде на скорости 80 км в час — 80%.

Теперь немного теории:

Тормозной путь — расстояние, которое проходит транспортное средство с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки.

Протяжённость тормозного пути зависит от скорости, состояния проезжей части, шин, массы транспортного средства, погодных условий. Особое влияние на протяжённость тормозного пути оказывает эффективность тормозной системы (ТС). Она складывается из технологических особенностей узлов ТС — «Электронных помощников», логики их работы, диаметра тормозных дисков, материала тормозных колодок, принудительной вентиляции и других параметров.

 В общем случае, для колесных транспортных средств при максимальном тормозном воздействии на все колеса вплоть до полной блокировки, ускорение, а следовательно, и тормозной путь не зависят от массы транспортного средства.

Принято считать, что у опытного не утомленного водителя время реакции составляет в среднем 0,8 с.

Время срабатывания тормозов зависит от их конструкции и состояния. У современных легковых автомобилей оно составляет в среднем 0,3 с.

Таблица коэф. сцепления различных типов покрытий

Тип покрытия (грунта) Состояние поверхности
сухая мокрая
Асфальтобетонное, цементобетонное 0,7-0,8 0,35-0,45
Булыжник 0,6—0,7 0,4-0,5
Щебеночное 0,6—0,7 0,3—0,4
Грунтовая дорога 0,5-0,6 0,2-0,4
Песчаная дорога 0,2-0,3 0,4—0,5
Суглинок 0,4—0,5 0,2-0,4
Нетопкое болото 0,1-0,3
Укатанный снег 0,2-0,3 0,2-0,3
Рыхлый снег 0,2—0,4
Обледенелая дорога 0,1-0,2                0,1—0,2

И окончательная табличка  Полного остановочного пути  автомобиля

Скорость до начала торможения, км/ч Путь, пройденный автомобилем, м Полный остановочный путь (м) при коэффициенте сцепления
за время реакции водителя за время срабатывания тормозов 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1
30 6,7 2,5 16 19 21 24 28 36 62
40 8,9 3,3 25 27 30 35 42 57 103
50 11,1 4,2 35 39 43 50 62 86 160
60 13,3 5,0 47 52 59 70 86 120 220
70 15,5 5,8 60 67 77 90 115 160 300
80 17,8 6,7 76 84 97 115 145 205 390
90 20,0 7,5 93 103 120 140 180 260 490

Теперь внимательно посмотрим таблицы — на скорости 60 км в час автомобиль на сухом асфальте с бодрым и опытным водителем остановится через 47 метров(!), а на 80 км в час через 76 метров — и это в идеальных условиях, а если дождик то это уже 115-145м, а в снег уже все 200 с лихвой — вот они объективные причины наездов на пешеходов в малых населённых пунктах — даже если вы и увидели пешехода — то остановиться физически на большой скорости просто не смогли.

Единственно чем можно исправить ситуацию это введение огромных штрафов за превышение скорости. Ведь ездят все по Белоруссии строго 60 км в час и не мм больше, потому что штрафы большие и милиция денег не берёт, а как пересекут границу так сразу ограничитель скорости срывает, вот и вывод сам напрашивается — нашего человека только деньгой можно заставить ездить по правилам.

2. Ксенон or БиКсенон?

Теперь поговорим о белых лампочках, которые ставят на автомобили все кому не лень. Доступность китайского «ксенона» сыграла злую шутку с автолюбителями и высветила полную безграмотность  авто концернов в плане освещения.

Во-первых: «китайские голубые лампочки» должны ставиться только с линзовой оптикой, а это уже никак не сто-двести гривен.

Во-вторых: если вы уже поставили «белые» лампочки — то от фокусируйте  фары — в подавляющем большинстве случаев они у вас светят в небо и сильно слепят всех участников движения и по Правилам дорожного движения движение с расфокусированными фарами — запрещено!

В-третьих: с школьного курса физики (раздел оптика) известно, что человеческий глаз имеет ночную чувствительность смещённую к красному цвету. А это значит что ставя ярко белые лампы вы не только слепите других участников движения, но и слепите самого себя, т.к. глаз не может понять почему в одной области ему хорошо смотрится дневными рецепторами, а в другой только ночными и чем собственно говоря смотреть? Вот и получается что ничем толком смотреть глаз при таком освещении нормально не может.

В-четвёртых: установка ярко-белых ламп в противотуманные фары. Опять возвращаемся к школьному курсу физики — туман, дождь, снег лучше всего рассеивает белый свет, а хуже красный и оранжевый. Не зря на старых советских автомобилях стояли ТОЛЬКО оранжевые противотуманные фары, но у текущих авто-инженеров светотехников образование судя по всему совсем подкачало и стали они ставить белые лампы в угоду моде, а не безопасности — ведь ярко-белое пятно перед носом ничего не освещает, а только слепит!

Вот и отвечаем на вопрос : ни какого ксенона — только стандартные лампы накаливания или галогенки — и дешевле и безопаснее. А с ксеноновыми «пантами» в итоге этими «пантами»  во что-нибудь и упрёшься.

PS:  Панты —  рога оленей, в народе имя нарицательное — синоним «баран».

20 августа 2012 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *